Главная https://rolf-probeg.ru/ | Блог https://rolf-probeg.ru// | Плохо включается первая передача: причины неисправности и способы решения проблемы https://rolf-probeg.ru/blog/ploho-vkluchaetsya-pervaya-peredacha-prichiny-neispravnosti-i-sposoby-resheniya-problemy/

Что делать, если плохо включается первая передача?

Механическая коробка переключения передач (КПП) считается более надёжной по сравнению с «автоматом», роботизированной трансмиссией и бесступенчатым вариатором. Но и у неё есть характерные поломки, с которыми сталкивались многие водители. Рассказываем, почему в машине плохо включается первая передача, как устранить неполадку и как предотвратить её в будущем.
Естественная особенность модели
У многих популярных автомобилей, включая переднеприводные Lada, Chevrolet Aveo, Daewoo Lanos и другие, велика разница передаточных чисел первой и второй ступени. Из-за этого первая передача туго включается на ходу, когда вы переходите на неё со второй или третьей ступени. При движении рычага вы ощутите сильное сопротивление и услышите хруст. На скорости выше 40 км/ч он может самопроизвольно вернуться в нейтральное положение. Это особенность конкретной модели, к которой нужно привыкнуть.
Проблемы со сцеплением
Плохо включается первая передача, при движении рычага приходится прикладывать большие усилия. При выборе других ступеней на ходу слышен громкий хруст, переключение сопровождается рывками, подёргиванием и вибрациями. Если проблема запущена, ощущается неприятный запах, который усиливается по мере набора скорости. Чтобы продиагностировать сцепление, поднимите ведущую ось машины домкратами. Выжмите педаль до упора и включите первую передачу. Если колёса сразу начинают вращаться, вы нашли неисправный узел.
Что делать: начните с тросика привода сцепления. Проверьте его натяжение и плотность затяжки винтов в местах крепления. Отрегулируйте гидравлический механизм. Если проблема не исчезла, ищите причину глубже — в состоянии диска сцепления, корзины и выжимного подшипника. Чаще всего они выходят из строя по причине естественного износа, но иногда причиной поломки служат перегрев и повышенное трение.
Как избежать: если причина плохого включения первой передачи — в сцеплении, постарайтесь бережно относиться к этому узлу. Трогайтесь с места плавно, не удерживайте педаль во время движения накатом или простоя на перекрёстках. Переключайте ступени плавно, добавляйте газ медленно. Проверяйте крепление и натяжение тросика после быстрой езды по неровной поверхности.
Неисправность механизма переключения
Помимо первой ступени, плохо включаются соседние передачи, например, задняя, вторая и третья. Рычаг ходит слишком туго или чересчур свободно, в некоторых случаях заваливается набок. Некоторые передачи могут включаться после нескольких попыток или не включаться вовсе. При равномерном движении на одной ступени проблем не возникает.
Что делать: разберите механизм переключения, соединяющий рычаг с коробкой. Первая передача обычно не включается из-за повреждения троса. Проверьте его натяжение и прочность крепления. Если ход рычага слишком свободный или тугой, осмотрите кулису и шарнир («вертолёт») — они ломаются от естественного износа и резких рывков. Если проблема глубже, лучше заменить механизм переключения в сборе.
Как избежать: регулярно проводите диагностику КПП, после езды по неровной поверхности проверяйте натяжение троса. Переключайте ступени плавно, старайтесь не давить на рычаг. При первых признаках тугого включения передач обращайтесь в сервисный центр.
Износ вилок и синхронизаторов
С хрустом включается только первая передача, реже — вторая и задняя. На ходу эти ступени может выбивать. При включении первой передачи рычаг двигается слишком туго или свободно. Проблем с остальными передачами нет или они выражены не столь сильно.
Что делать: придётся снимать коробку передач для разборки и дефектовки. Желательно заменить синхронизаторы всех передач одновременно — вполне вероятно, что через 10–30 тысяч километров выйдут из строя остальные. Вилки выбора передач меняют отдельно. При разборке проводят комплексную диагностику, оценивая состояние других деталей трансмиссии.
Как избежать: переключать передачи аккуратно, при полном выжиме педали сцепления. Не «выдёргивать» рычаг на ходу, не давить на него. Стараться двигать рукой плавно и не прилагать лишних усилий. Если у вас тяжело включается первая передача, обратитесь в сервисный центр для диагностики.
Износ валов и подшипников
Проблема усугубляется по мере прогрева. Постоянно слышны гул и постукивания, которые усиливаются при наборе скорости. Передачи могут вылетать и не включаться при равномерном движении. Со временем движение рычага требует всё больше усилий.
Что делать: к сожалению, проблема грозит капитальным ремонтом коробки передач. Её снимают, разбирают и проводят диагностику. Повреждённые детали меняют.
Как избежать: правильно выбирать трансмиссионное масло. Основная причина поломок — некачественная смазка, которая засоряет внутренние каналы и нарушает нормальную циркуляцию. Износ также ускоряется при нехватке масла.
Поломка реактивной тяги КПП
Машина трогается с места без проблем. Первая передача не включается на скорости, рычаг дрожит и вибрирует. В поворотах и при сильной тряске он самопроизвольно возвращается в нейтральное положение.
Что делать: проверить состояние реактивной тяги коробки передач, заменить шарнир или весь узел в сборе.
Как избежать: своевременно устранять поломки ходовой части. После быстрой езды по неровностям проверять состояние реактивной тяги КПП.
Проблемы со смазкой
При повышенной вязкости масла первая передача не включается в холодном автомобиле, при пониженной неисправность возникает после прогрева. При низком уровне смазочной жидкости появляются симптомы износа валов — рычаг ходит туго, слышны шумы и постукивания.
Что делать: если у коробки передач есть щуп, проверить уровень масла. Заменить смазочную жидкость на рекомендованную производителем. Устранить течь. Если проблема не исчезла, придётся разобрать узел и заменить повреждённые детали.
Как избежать: выбирать качественное масло, рекомендованное производителем. Заливать необходимый объём жидкости. При появлении потёков обращаться в сервисный центр для устранения течи и диагностики.
Деформация силового агрегата
При износе или повреждении амортизирующих подушек мотор и коробка передач перекашиваются. При старте слышен стук, ощутимы вибрации и толчки. Силовой агрегат наклонён в одну сторону даже на неподвижном автомобиле. Рычаг КПП вибрирует и подпрыгивает. Первая передача не включается вовсе или включается с ощутимым усилием. На ходу рычаг самопроизвольно возвращается в нейтральное положение.
Что делать: заменить подушки крепления двигателя и коробки передач. Если проблема не исчезла, заменить повреждённые в результате деформации детали.
Как избежать: проверять состояние амортизирующих подушек после скоростной езды по неровностям. Стараться притормаживать перед ямами и «лежачими полицейскими», избегать прыжков и отрыва колёс от дороги.
Основные причины неисправности у популярных автомобилей
-
Классические Lada (2101–2107) — поломка гидравлического привода сцепления;
-
Lada Samara (2108–21099, 2113–2115) — повреждение подушек КПП, износ синхронизаторов первой и второй ступени;
-
Lada 10 (2110–2112), Priora, Kalina, Granta — ослабленное натяжение троса, выход из строя реактивной тяги;
-
Lada Vesta — повреждённые синхронизаторы, износ механизма переключения передач;
-
ГАЗель — гидравлика и трос в приводе сцепления требуют настройки каждые 10–15 тысяч километров;
-
Daewoo Lanos, Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti — разбалтывается шарнир механизма переключения («вертолёт»);
-
Hyundai Solaris — попадание воздуха в гидравлический контур сцепления, ослабленное натяжение троса;
-
Volkswagen Passat от 3 до 8 поколения — тросовый механизм переключения требует диагностики и регулировки каждые 10–15 тысяч километров;
-
Opel Astra G — быстро выходят из строя пластиковые детали механизма переключения передач.