Главная https://rolf-probeg.ru/ | Блог https://rolf-probeg.ru// | Куда идут деньги за штрафы ГИБДД - ответ на вопрос https://rolf-probeg.ru/blog/kuda-idut-dengi-za-shtrafy-gibdd-otvet-na-vopros/

Куда уходят деньги за автомобильные штрафы?

На российских дорогах растёт число камер, выписывающих постановления о нарушениях в автоматическом порядке. Увеличиваются и суммы, которые водители перечисляют государству в качестве наказания — в 2020 году она достигла 117 миллиардов рублей, что на 10% больше предыдущего года. Поэтому у многих возникает вопрос, куда уходят деньги за штрафы? Разбираемся в этой непростой ситуации.
Распределение доходов
Начать стоит с минутки теории. В России есть три уровня бюджетов — федеральный, региональный и местный. Между ними установлена сложная взаимосвязь, предполагающая целевое финансирование и возврат остатков неиспользованных средств.
Но автомобилистам не нужно ломать голову над бюджетным процессом. Почти все штрафы за их нарушения идут в бюджеты регионального уровня, обеспечивающие потребности субъектов федерации. Но есть несколько исключений:
-
Если постановление об административном правонарушении было вынесено мировым судьёй, половина суммы направляется в региональный бюджет, а половина — в местный.
-
Штрафы, выписанные представителями федеральных органов власти и подчинённых им учреждений, направляются в федеральный бюджет.
-
Штрафы за причинение вреда заповедникам и прочим охранным территориям полностью перечисляются в федеральный бюджет.
-
Штрафы за нарушение таможенного законодательства используются для пополнения федерального бюджета.
-
Деньги от штрафов и пеней за просрочку транспортного налога уходят в бюджеты разных уровней в соответствии с нормами конкретного субъекта федерации.
Использование финансов

Ещё в 2018 году Президент подписал указ, по которому штрафы за нарушения ПДД направлялись на обслуживание дорог. И хотя этот источник даёт немало денег, их недостаточно для поддержания транспортной инфраструктуры в надлежащем состоянии. Поэтому они суммируются с транспортным налогом и траншами из федерального бюджета.
Деньги за штрафы ГИБДД уходят не только на ремонт дорожного покрытия и нанесение разметки. Из них оплачиваются эксплуатационные работы, а также услуги по уборке транспортных путей, организации освещения и проектированию новых объектов. Немалая часть средств направлена на поддержание комплексов автоматической регистрации нарушений, то есть камер и радаров. В эту категорию входят установка, ремонт и обслуживание оборудования, а также рассылка «писем счастья».
Инвестиции в безопасность
Большинство водителей удивится, когда узнает, что часть денег за штрафы идёт в фонды частных предприятий. Это не нарушение — такие перечисления соответствуют букве и духу закона. Речь идёт о программе «Система комплексной безопасности дорожного движения» (СКБДД).
Это концессионный проект, который предусматривает привлечение частного капитала. Компания-инвестор устанавливает за свой счёт оборудование для фиксации штрафов, а затем получает часть денежных поступлений. В каждом регионе существует своя система расчёта её доли:
-
процент от штрафов;
-
фиксированная сумма от каждого нарушения;
-
плановые показатели и премии;
-
прогрессивные проценты, которые растут по мере увеличения суммы и так далее.
Само существование программы СКБДД вызывает негативную реакцию у водителей и многих законодателей. Однако представители местных органов власти утверждают, что пока у неё нет альтернативы. Сложно найти средства для установки сотен умных камер, которые стоят от 100 тысяч до 5 миллионов рублей за точку. Вместе с тем, концессионный проект уже работает и приносит плоды — это и дополнительные доходы в региональные бюджеты, и снижение аварийности на российских дорогах.