Главная https://rolf-probeg.ru/ | Блог https://rolf-probeg.ru// | Выбег автомобиля: что такое и зачем его измерять https://rolf-probeg.ru/blog/vybeg-avtomobilya-chto-takoe-i-zachem-ego-izmeryat/

Что такое выбег автомобиля и о чём он может рассказать?
Производители уделяют много внимания экономичности автомобиля. Поэтому они стараются максимально снизить сопротивление — аэродинамическое от встречного потока воздуха и механическое от трения в различных узлах. Оба показателя могут меняться в течение эксплуатации машины, и вы можете оценить их, измерив расстояние свободного выбега машины.
Как рассчитывается выбег?
Выбегом называют дистанцию, которую проходит автомобиль при нулевой нагрузке на двигатель. В машинах с механической коробкой передач вам нужно перевести рычаг КПП в нейтральное положение, а с автоматической — просто отпустить педаль газа, не прикасаясь к селектору.
При обслуживании автомобиля измеряют выбег с 50 до 0 км/ч, то есть до полной остановки. Для этого нужна ровная дорога без существенных перепадов высоты. Желательно выбирать участок с хорошим покрытием без ям и заплаток. На результат может влиять ветер, поэтому замер проводят дважды, меняя направление движения. Полученные показатели складывают и вычисляют среднее значение.
Нормальным считается выбег в 500 метров. На хорошо отлаженном автомобиле он может увеличиться до 600–800 м. Показатель в 450 метров тоже не считается серьёзной проблемой — в особенности, для старой машины. А вот выбег меньше 400 м должен заставить вас насторожиться. Рассказываем, о чём может говорить такое низкое значение.
Расстояние лучше мерять с помощью GPS-навигатора — отдельного прибора или приложения в смартфоне. Штатные одометры автомобилей могут давать погрешность из-за мелких поломок или нестандартного оснащения машины.
Диагностика по расстоянию свободного выбега
Сопротивление воздуха
Подумайте, не занимались ли вы тюнингом автомобиля в последнее время. Нештатные кузовные панели, бамперы, детали обвеса и выступающие наружу колёса могут выглядеть красиво, но ухудшать при этом аэродинамические свойства машины и уменьшать выбег. Дополнительное сопротивление воздуха также создают разнообразные аксессуары — лебёдки, багажники, боксы, антенны и даже колпаки на штампованных колёсных дисках.
Давление в шинах
Измерьте показатель манометром или подключите шланг автоматизированной станции подкачки на заправке. Если давление меньше рекомендованного, колёса теряют правильную форму, увеличивая сопротивление качения. Выбег при этом снижается в 1,5–3 раза. Учтите, что примерно во столько же раз возрастает расход топлива! Если давление снижено в одной шине, машину может тянуть в сторону. Но при сильных перепадах температуры в течение дня оно может упасть во всех колёсах одновременно.
Состояние подшипников
Самое большое механическое сопротивление создают неисправные ступичные подшипники. Они сильно снижают расстояние свободного выбега, увеличивая нагрузку на двигатель и трансмиссию. Изношенные подшипники проявляют себя сильным гулом, который на поздних стадиях поломки превращается в раздражающий вой. Кроме того, их можно проверить по степени нагрева, приложив ладонь к ступице колеса после короткой поездки. Если она раскалена, вы нашли причину малого выбега.
Тормозные механизмы
«Закушенные» тормоза также повышают механическое сопротивление. Причин неисправности может быть много — деформация колодок, барабанов, суппортов и дисков, избыточное давление в гидравлическом контуре, плохая регулировка направляющих и так далее. Но симптомы одинаковы — уменьшенный выбег, увод автомобиля в сторону и посторонние шумы при движении.
Развал-схождение
Колёса могут перекашиваться из-за неправильно отрегулированной подвески. Миллиметров уже достаточно, чтобы вызвать дополнительное трение качения и уменьшить выбег. Углы развала-схождения лучше выставлять 1–2 раза в год. Они могут сбиваться после ремонта ходовой части и езды по неровной дороге. Обычно это заметно по неравномерному износу резины.
Деформация кузова
Сильные аварии нарушают геометрию кузова автомобиля. Причины малого выбега бывают разными — повышенная нагрузка на одно колесо, ухудшенная аэродинамика из-за широких щелей, невозможность правильной регулировки углов развала и схождения. Последствия опасны — неизвестно, как поведёт себя деформированный кузов в следующей аварии. Если у вас есть подозрения на нарушение геометрии, лучше провести дополнительную диагностику на лазерном стенде в сервисном центре.