Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.
  • Россия
  • Москва
  • Санкт-Петербург

Ваш регион Москва?

Главная | Блог | Неисправности, при которых запрещена эксплуатация автомобиля

С какими неисправностями нельзя эксплуатировать автомобиль?

Автомобиль — сложный комплекс узлов и механизмов, образующих единую систему. Комфортное и безопасное движение возможно только при слаженной работе всех компонентов. Если хотя бы один выходит из строя, возникают серьёзные проблемы. Рассказываем, в каких случаях нельзя эксплуатировать автомобиль, а в каких придётся соблюдать строгие ограничения.

Абсолютный запрет

Критические неисправности могут стать причиной серьёзной аварии. Ездить с ними нельзя — сразу после обнаружения проблемы вы должны остановить машину. Её придётся отвезти к месту ремонта на эвакуаторе, даже если поломка произошла в сотне метров от гаража или СТО.

Наказание за управление неисправным автомобилем сложно назвать строгим — штраф в 500 рублей или предупреждение. Но при таких серьёзных поломках инспектор наверняка потребует прекратить нарушение. Если проигнорировать его замечание, машину отправят на штрафстоянку. Стоимость эвакуации в Москве начинается от 4000 рублей, суток хранения — от 500 рублей.

К счастью, существует всего две неисправности, при которых безусловно нельзя эксплуатировать автомобиль.

Тормозная система

Движение полностью запрещается при неисправности рабочей тормозной системы. Приложение к ПДД ссылается на требования Технического регламента Таможенного союза. Запоминать их сложно, да и не нужно. Лучше ориентироваться на собственные ощущения. Поездку нужно немедленно прекратить в следующих случаях:

  • педаль тормоза проваливается при нажатии и не создаёт должного сопротивления;

  • замедление ослаблено, тормозной путь существенно увеличен;

  • автомобиль тормозит рывками;

  • при замедлении машину бросает в стороны;

  • слышатся скрежет и другие посторонние шумы;

  • при внешнем осмотре видны трещины, разрывы и потёки на тормозных шлангах;

  • колодки, суппорты и тормозные диски изношены до предела или деформированы.

Требование понятно — если тормоза неисправны, автомобиль не сможет вовремя остановиться в критической ситуации. В лучшем случае он столкнётся со столбом или дорожным ограждением, в худшем — с другой машиной или пешеходом.

Тем не менее, замечание касается только рабочей тормозной системы. Правила не запрещают движение с неисправным стояночным тормозом, то есть «ручником».

Рулевое управление

Правила чуть менее строги в отношении поломок системы управления. Они устанавливают точный список неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация автомобиля:

  • детали не закреплены должным образом;
  • отсутствует или неисправен штатный усилитель — гидравлический, пневматический, электрический;
  • люфт рулевого колеса превышает 10;
  • не работает механизм фиксации рулевой колонки.

С первым всё понятно — если тяга отвалится на ходу, водитель просто не успеет отреагировать на происшествие. Отсутствие усилителя также повлияет на управление автомобилем — в критической ситуации вы не сможете избежать столкновения. Кстати, к его критическим поломкам относятся неравномерное усилие поворота и подтекание рабочей жидкости. 

Люфт — это разница между поворотом рулевого колеса и управляемых колёс автомобиля. Если вы поворачиваете руль на ширину ладони, а машина продолжает ехать прямо, эксплуатация запрещается. Поломанный механизм фиксации по вылету или наклону также замедляет реакцию. Если во время манёвра колонка начнёт перемещаться в салоне, это наверняка приведёт водителя в замешательство.

Теоретически, вы можете игнорировать стуки и скрипы в рулевом механизме. Но они с равной вероятностью могут оказаться симптомами мелких дефектов и признаками критических поломок, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль. 

Условный запрет

Есть неисправности, которые влияют на безопасность дорожного движения только в конкретных обстоятельствах. Их также немного — они касаются двух вспомогательных систем транспортного средства. 

Светотехника

В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости запрещается эксплуатировать машину, у которой не работают:

  • фары головного света;

  • задние габаритные огни;

  • световозвращающие элементы (катафоты, отражатели).

Правила не дают чёткого определения тёмного времени суток. Но инспекторы ГИБДД и эксперты говорят, что оно продолжается от захода солнца и до рассвета. Зимой этот период может быть очень продолжительным. К условиям недостаточной видимости относятся туман, изморось, дождь и прочие погодные явления. А ещё правила предписывают включать светотехнику в тоннелях — если вы едете на машине с неисправными фарами, проезжать через них запрещается.

Очистка лобового стекла

Во время дождя и снегопада нельзя эксплуатировать автомобиль, у которого отсутствуют или поломаны стеклоочистители или стеклоомыватели с водительской стороны. При хорошей погоде и нормальной видимости запрет не действует.

Ограничения

Другие поломки также могут повлиять на безопасность дорожного движения. Но они не помешают хорошо подготовленному водителю избежать аварийной ситуации. С ними можно продолжать поездку, двигаясь кратчайшим путём к месту ремонта или длительной стоянки.

Если неисправность обнаружилась на дороге, вы можете ехать до ближайшей автомастерской или парковки. При остановке инспектор может оштрафовать вас на 500 рублей. Но если вы докажете, что движетесь к месту ремонта кратчайшим путём и не создаёте угрозы для безопасности дорожного движения, то отделаетесь предупреждением. Злоупотреблять этим не стоит. При повторной остановке сотрудники ГИБДД наверняка выпишут штраф, потребуют прекратить нарушение и отбуксируют машину на штрафплощадку.

Список серьёзных поломок, которые не относятся к критическим, более обширный.

Тормозная система

Нельзя эксплуатировать автомобиль при неисправности «ручника». Стояночный тормоз должен удерживать легковушки на уклоне до 16°, а тяжёлую технику — до 23°. Понятно, что в реальности вы не будете прикладывать транспортир к дороге. Если «ручник» перестаёт держать машину на горке, нужно срочно отремонтировать или отрегулировать механизм.

Светотехника

Требования к осветительным приборам занимают несколько страниц в Техническом регламенте Таможенного союза. Но их можно охарактеризовать проще — вся светотехника должна быть установлена на своих местах и соответствовать спецификациям производителя. Категорически запрещается устанавливать впереди красные лампы, а сзади белые (кроме сигналы заднего хода). Мигать могут только указатели поворотов, лампочки аварийной сигнализации и сигналы аварийного торможения.

Фары головного света должны быть установлены так, чтобы обеспечивать хорошую видимость в тёмное время суток, но не мешать другим участникам дорожного движения. Их регулируют на специальном стенде с эталонной разметкой. Это можно сделать и самостоятельно, но куда проще доверить работу профессионалам.

Запрещается также эксплуатировать автомобиль с проблесковыми маячками и сиренами, установленными без разрешения. Это право сохраняется за техникой правоохранительных органов, пожарной охраны и «скорой помощи».

Колёса

Нельзя эксплуатировать автомобиль с повреждениями дисков — вмятинами, трещинами, сквозной ржавчиной. Все крепёжные элементы, включая гайки, болты и шпильки должны быть прочно фиксироваться — сорванная резьба считается серьёзной поломкой.

Размеры шин и дисков должны соответствовать спецификациям производителя автомобиля — самовольное переоборудование запрещается. Запрещается продолжать движение с видимыми повреждениями покрышек — разрывами, отслоением протектора, глубокими трещинами, отверстиями и порезами.

Ещё одно требование касается остаточной глубины протектора. Минимальное значение для летних покрышек — 1,6 мм, для зимних — 4 мм.

Двигатель

К серьёзным поломкам относятся все дефекты выхлопной системы — нарушение герметичности, аномальный уровень шума и повышенное содержание токсичных веществ в отработанных газах. Попадание картерных газов в атмосферу также служит поводом немедленно отправиться к месту ремонта.

Технический регламент запрещает длительную эксплуатацию автомобиля с нарушенной герметичностью впускного коллектора. Строго говоря, это требование касается подтекания топлива. Но в теории под него можно подвести и «подсос» лишнего воздуха в камеры сгорания.

Прочие конструктивные элементы

  1. Нельзя продолжать движение при утечке каких-либо технических жидкостей. Из автомобиля может подтекать только конденсат, образующийся из-за перепада температур.  

  2. Количество и расположение стёкол и зеркал должно соответствовать спецификации производителя. Напомним, что для автомобилей, чья максимальная скорость превышает 50 км/ч, обязательны наружные зеркала заднего вида с правой и левой стороны. 

  3. Не разрешается эксплуатация при ограниченной видимости через лобовое стекло и передние боковые стёкла. Допускается только тонировка, пропускающая не менее 70% света. Непрозрачные и зеркальные покрытия категорически запрещены. 

  4. Отсутствуют аптечка, огнетушитель, ремни безопасности и подголовники кресел. Требование вполне понятное — от него зависят жизнь и здоровье людей в аварийной ситуации. 

  5. Отсутствуют брызговики задних колёс. Требование может показаться абсурдным, но оно тоже влияет на безопасность дорожного движения. Во время дождя вы будете создавать серьёзные помехи для едущего сзади автомобиля. 

  6. Отсутствует задний бампер. В случае столкновения удар придётся на кузов, что может привести к серьёзным травмам пассажиров. 

  7. Не работают спидометр или тахограф. Водитель должен постоянно контролировать скорость движения. А для грузового транспорта обязательна фиксация режима движения. 

  8. Не работают замки кабины и запорные механизмы кузова. Внезапно открывающиеся двери и откидывающиеся борта могут повредить соседние автомобили, напугать водителей и стать причиной потери управления. 

  9. Не работают механизмы регулировки водительского сидения, устройства обогрева и обдува стёкол. Всё это влияет на обзорность, а потому важно для безопасности движения. 

  10. Не работает звуковой сигнал. Вы просто не сможете предупредить других участников дорожного движения и предотвратить аварию. 

  11. Номерные знаки не соответствуют ГОСТ. 

  12. В конструкцию автомобиля внесены изменения, не прошедшие обязательную экспертизу и сертификацию.

Заключение

Список поломок получился весьма внушительным. Но на самом деле всё очень просто. Категорически запрещается эксплуатация автомобиля при неисправностях рабочей тормозной системы и рулевого управления. В дождь нельзя ездить без «дворников» и омывателей лобового стекла, а в тёмное время и при плохой видимости — без светотехники. Если неполадка так или иначе влияет на других участников дорожного движения, вы должны кратчайшим путём двигаться к месту ремонта или длительной стоянки.



02.12.2021

Больше статей

  • Чего категорически не стоит делать с автомобилем перед зимой

  • Как продать кредитный автомобиль: 5 способов

  • Номер двигателя: что это, зачем нужен и где найти

  • Оборудование для проверки автомобиля перед покупкой

  • Как поставить на учет авто с пробегом в ГИБДД: какие документы нужны для регистрации

Больше категорий

  • Сервис

  • Эксплуатация

  • Страхование и кредитование

  • ПДД и закон

  • Часто задаваемые вопросы

  • Личный опыт


Избранное Мои поиски