Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.
  • Россия
  • Москва
  • Санкт-Петербург

Ваш регион Москва?

Главная | Блог | Как правильно подобрать автомобильные диски

Как правильно выбрать колёсные диски для автомобиля

Летающие машины пока остаются смелыми экспериментами, а это значит, что наш с вами транспорт опирается на колёса. Учитывая, что дороги идеальными не бывают, время от времени они выходят из строя. И тогда владельцу автомобиля приходится подбирать колёсные диски. Рассказываем, какие параметры нужно знать, чтобы сделать правильную покупку.

Для тех, кто ищет лёгких путей

Если термины вроде DIA и PCD вводят вас в ступор, можно поступить намного проще. Обратитесь в авторизованный сервисный центр, где вам предложат подходящие колёсные диски. Официальный дилер поможет найти оригинальные компоненты, которые устанавливаются на конвейере, или сертифицированные аналоги.

Ещё один способ — воспользоваться сервисом онлайн-подбора, который есть во многих интернет-магазинах и маркетплейсах. Принцип его действия прост — вы вводите марку, модель и год выпуска автомобиля, после чего в каталоге остаются только подходящие колёсные диски. Но ошибок в алгоритмах и изменений технических характеристик при рестайлинге никто не отменял. Поэтому работу сервиса желательно проверять, уточняя информацию в сервисных мануалах или на профильных форумах.

Можно также купить ту же модель диска, которую вы использовали раньше. Это очень удобный и надёжный способ, позволяющий сохранить неизменные ходовые качества машины. Если вы не рассматриваете такой вариант, придётся подбирать колёсные диски по ключевым параметрам — обычно они указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля или сервисном мануале. Иногда эти цифры записываются на наклейках в дверных проёмах или выштамповываются на поверхности старых дисков.

Основные характеристики

Чтобы избежать разногласий, нужно сделать небольшое уточнение. В технической литературе всю металлическую часть принято называть «колесом». Она делится на две части — круглый «обод», расположенный в горизонтальной плоскости и вертикальный «диск». Но в быту термин «колёсный диск» используется куда чаще, чем «колесо». Поэтому далее мы будем употреблять именно его.

Способ производства

Колёсные диски делятся три категории:

  1. Штампованные изготавливаются из листовой стали. Их можно часто увидеть в базовых комплектациях автомобилей. Такие модели дешевле и проще в ремонте — при сильном ударе они гнутся и сминаются, что можно исправить прокаткой. Но эти колёса тяжелее, что ухудшает динамические характеристики автомобиля. Кроме того, найти штампованные диски большого диаметра очень сложно.
  2. Литые производятся из лёгких сплавов с высоким содержанием алюминия. Сейчас это самый популярный тип колёс. Они облегчают автомобиль, улучшая ходовые качества и снижая нагрузку на подвеску. Подобные модели прочнее, поэтому они дольше сохраняют правильную форму на дороге с плохим покрытием. Но при сильном ударе литые диски просто лопаются, а не сминаются. Можно попытаться отремонтировать их при помощи сварки, хотя они безвозвратно утрачивают изначальные характеристики.
  3. Кованые изготавливают методом горячей объёмной штамповки, а затем фрезеруют на станках с компьютерным управлением. Как правило, в заготовки добавляют небольшое количество магния. Это самые лёгкие и прочные колёсные диски, поэтому их устанавливают на спорткары. Единственный минус кованых моделей — высокая цена.

Есть также сборные колёса, в которых обод и диск соединяются болтами. Устанавливая разные части, вы можете получить необходимые технические характеристики и изменить внешний вид автомобиля. Такие колёсные диски встречаются очень редко из-за дороговизны и сложности конструкции.

Тип крепления

В технических характеристиках указывается как PCD, Pitch circle diameter, «диаметр посадочной окружности». Также называется «разболтовкой» или «сверловкой». Вас будут интересовать два числа — сам диаметр и количество креплений, вписанных в этот круг.

Пример — диски PCD 4x100 для Lada Largus, 5х100 для Skoda Rapid и 4х98 для ВАЗ 2109. Первая цифра — число болтов или шпилек, на которые крепится колесо. Вторая — диаметр круга, проходящего через их центры.

Если другие характеристики диска допускают небольшие вариации, то здесь всё строго. Когда конфигурация отверстий не совпадает, закрепить колесо на ступице не получится. Конечно, при небольших отклонениях вроде 4х98 и 4х100 можно воспользоваться болтами-эксцентриками. Но никто не даст вам гарантии надёжной фиксации и безопасности поездки.

Диаметр

Расстояние между противоположными точками по краям вертикальной плоскости диска (от верха до низа). Измеряется в дюймах, каждый из которых равен 2,54 см. Совпадает с посадочным диаметром шины — из соображений безопасности вариаций не допускается. Обычно эта цифра записывается в технических характеристиках сразу после букв, означающих форму борта.

Пример — 7,5Jx16, где 16 — диаметр диска в дюймах. Для него нужно подбирать такую же резину, чтобы обеспечить плотную посадку без лишнего натяжения.

Чтобы подобрать диски по размеру, стоит обратиться к технической документации на автомобиль. Обычно производитель допускает небольшую «вилку». К примеру, на Nissan X-Trail могут устанавливаться колёсные диски диаметром от 16 до 18 дюймов. Если вы захотите установить 15- или 20-дюймовые колёса, это будет считаться переоборудованием. Процедуру придётся согласовывать с дилером, чтобы не лишиться гарантии, и с ГИБДД, чтобы не получать штрафы за самовольное переоснащение машины.

У такой строгости есть весомые причины. Изменение диаметра колёс влияет на упругость подвески, ресурс многих деталей, сопротивление в трансмиссии и другие параметры. Даже погрешность спидометра в таком случае увеличивается, что может привести к неприятным последствиям в виде штрафов за превышение скорости.

Если вы меняете размеры колёсных дисков в пределах допустимого, вам нужно помнить о значении диаметра. Маленькие колёса с толстыми шинами лучше гасят удары, колебания и вибрации, повышая уровень комфорта и замедляя износ подвески. А большие диски в сочетании с низкопрофильной резиной повышают устойчивость автомобиля и улучшают сцепление с дорогой при старте или торможении.

Ширина

Расстояние между посадочными местами для шины в горизонтальной плоскости (от правой до левой кромки). Также измеряется в дюймах — можно перевести в сантиметры, умножив на 2,54. Рекомендуемая величина — на 25% меньше ширины профиля покрышки. В технических характеристиках указывается первой — до формы борта.

Пример — 6,5Jх15, где 6,5 — ширина диска в дюймах. Чтобы подобрать резину для такого колеса, нужно умножить цифру на 2,54, перевести в миллиметры и разделить на 0,75. В нашем примере: 6,5х2,54х10/0,75=220 мм.

Правильно подбирать диски такой же ширины, как и колёса, которые устанавливались на автомобиль при сборке. Но вы можете смело менять цифру на полдюйма в плюс или минус, если остальные параметры соответствуют вашим потребностям. Это делается, чтобы устанавливать более широкие или узкие шины — первые обеспечивают лучшую устойчивость, а вторые помогают оптимизировать расход топлива.

Но сильно отклоняться от рекомендованной ширины нежелательно. Слишком большие диски могут выступать из колёсных арок, разбрызгивая грязь во все стороны. Кроме того, их масса создаст дополнительную нагрузку на подвеску и трансмиссию. А слишком маленькие снизят устойчивость автомобиля и могут даже не подойти к тормозным механизмам.

Вылет

Расстояние от точки контакта со ступицей до геометрической середины обода. Позволяет оценить объём пространства внутри диска. В технических характеристиках обозначается буквами ET или словом Offset. Обычно измеряется в миллиметрах, хотя американские производители могут указывать цифры в дюймах.

Пример — ET 20, что означает 20-миллиметровый вылет диска. Если цифра положительная, колесо утапливается внутрь арки, если отрицательная — выступает наружу.

Подбирая литые диски на автомобиль, уделите особое внимание вылету. Увеличивая его, можно расширить колею и повысить устойчивость. Но при этом вы увеличите усилие поворота руля и ускорите износ ходовой части. Уменьшив цифру, можно облегчить манёвры. Но нужно следить, чтобы колесо не цепляло детали подвески и тормозных механизмов.

Желательно выбирать диски с таким же вылетом, как у оригинальных. Допустимое отклонение — 5 миллиметров в ту или иную сторону. Если колёса будут сильно выступать из арок, у инспектора ГИБДД могут появиться вопросы к техническому состоянию автомобиля. В таком случае вам придётся пройти техосмотр, чтобы подтвердить безопасность конструкции машины.

Диаметр центрального отверстия

Название говорит за себя — это размер отверстия, в которое вставляется выступ на ступице. Обозначается буквами DIA, а в инструкциях к старым российским автомобилям встречалось сокращение ЦО. Измеряется в миллиметрах.

Пример — DIA 56,6, что означает диаметр центрального отверстия в 56,6 мм.

При подборе колёсных дисков для автомобиля желательно искать модель, идеально соответствующую размерам ступицы. Впрочем, отверстие большего диаметра тоже подойдёт — для плотной посадки можно использовать центровочное кольцо. А вот с меньшим диаметром работать сложнее — придётся растачивать диск, что повлияет на балансировку и прочность колеса.

Дополнительные параметры, о которых нужно знать

Производители и продавцы зачастую опускают эти характеристики. Но если вы хотите, чтобы установка новых колёсных дисков прошла идеально, вам нужно знать о них:

  1. Профиль борта — обозначается буквами J, JJ, K, JK, B, P и D. От него зависит совместимость с определёнными типами шин.
  2. Диаметр болтов. Узкие отверстия совместимы только с резьбой М12, а в широкие также можно вставлять М14.
  3. Форма крепежа. Особенно важна для легкосплавных дисков. Под головкой болта могут располагаться конус, полусфера или плоская пресс-шайба.
  4. X-фактор — объём пространства внутри диска. Влияет на совместимость с мощными тормозными механизмами. 
  5. Наличие креплений для бескамерных шин. Эти выступы по бокам также называют «хампами». При накачке покрышки они прочно фиксируют резину.

Краткий итог: как читать характеристики колёсного диска

Пример — 7Jх17 PCD 5х112 ET 53 DIA 56,6

Альтернативные варианты написания:

17х7J 5x112 ET53 DIA 56.6

17x7 5/112 ET53 DIA 56.6

Расшифровка:

  • 17 — диаметр в дюймах;
  • 7 — ширина в дюймах;
  • J — форма борта;
  • 5 — количество болтов;
  • 112 — диаметр круга, в который вписаны крепёжные отверстия;
  • 53 — вылет;
  • 56,6 — диаметр центрального отверстия.


01.02.2022

Больше статей

  • Налоговые льготы на автомобиль: кому и за что положены льготы

  • ТОП 10 автомобилей до 500 тысяч рублей

  • Можно ли купить бу автомобиль в лизинг

  • Оборудование для проверки автомобиля перед покупкой

  • Как поставить на учет авто с пробегом в ГИБДД: какие документы нужны для регистрации

Больше категорий

  • Сервис

  • Эксплуатация

  • Страхование и кредитование

  • ПДД и закон

  • Часто задаваемые вопросы

  • Личный опыт


Избранное Мои поиски