Главная https://rolf-probeg.ru/ | Блог https://rolf-probeg.ru// | Почему потеют фары и что с этим делать? https://rolf-probeg.ru/blog/pochemu-poteut-fary-i-chto-s-etim-delat/

Почему запотевают фары и что с этим делать?
После резких перепадов температуры автомобилисты с удивлением обнаруживают конденсат в фарах головного света, противотуманках и задних фонарях. Рассказываем, откуда он берётся, на что влияет и как с ним бороться?

Естественная причина запотевания
Сразу хотим успокоить вас — в большинстве случаев это нормальный процесс. Фары потеют, всасывая небольшое количество влажного воздуха. При резком охлаждении вода оседает на колпаке изнутри в виде микроскопических капель.
Запотевание фар объясняется законами физики. Герметичная светотехника стоит слишком дорого и неудобна в обслуживании, поэтому производители оставляют небольшие вентиляционные отверстия. Обычно это сапуны — изогнутые «колена» с микрофильтрами, улавливающими грязь.
При работе лампы воздух внутри нагревается и расширяется, выходя через вентиляционные отверстия. Вместе с ним улетучивается лишняя влага, поэтому запотевшие фары сами очищаются через несколько минут после включения. Когда автомобиль останавливается, электрика и мотор выключаются. Газ внутри светотехники быстро охлаждается, уменьшаясь в объёме. Из-за этого внутрь проникает большой объём атмосферного воздуха, в котором всегда содержится вода.
На что стоит обратить внимание?
Но иногда запотевшие фары служат признаком поломки. К ним нужно внимательно присмотреться в следующих случаях:
- вода конденсируется крупными каплями, которые стекают вниз;
- внизу уже образовались небольшие «лужицы»;
- мутный туман внутри не пропадает при долгой работе ламп — через пару часов.
Эксперты говорят, что чаще всего конденсат внутри фар указывает на механические повреждения. Обычно это микротрещины колпаков, полученные при столкновении с камнями и другим дорожным мусором, вылетающим из-под колёс. Причина запотевания фар нередко скрывается внутри сапунов. Микрофильтры и мембраны забиваются, в результате чего нарушается нормальная вентиляция. Попавшая внутрь влага уже не может выйти наружу.
Иногда при диагностике обнаруживаются более серьёзные проблемы — лопнувший корпус, глубокие трещины и деформации. Кстати, это стоит запомнить тем, кто выбирает подержанный автомобиль. Если фары сильно потеют, нужно присмотреться к состоянию кузова и геометрическим параметрам. Вполне вероятно, что машина побывала в аварии.
Ещё одна распространённая причина — неправильная сборка после ремонта. После замены лампочек или других деталей корпус блок-фары нужно загерметизировать, сохранив доступ воздуха только через штатные сапуны. Оставлять дополнительные отверстия рискованно — через них внутрь будут попадать грязь и вода.

Чем опасно запотевание фар?
Микроскопические капельки, которые образуют туман внутри светотехники, совершенно безвредны. Выше мы уже говорили, что причина их появления естественна и бороться с ней не нужно.
Но при появлении большого объёма конденсата в фарах ситуация меняется. Главная причина, по которой вам нужно бороться с проблемой — рассеивание света. Капли преломляют лучи, направляя их в другие стороны. В результате дорога не освещается должным образом, а водители встречного транспорта морщатся из-за ослепления.
А ещё запотевшие фары — предвестники больших расходов. Жидкость ускоряет коррозию и вызывает механические повреждения разогретых деталей. В результате страдают почти все компоненты светотехники — лампы, отражатели, колпаки, корпус, проводка, электронные блоки. Перед тем, как махнуть рукой на проблему, вспомните, что стоимость блок-фар в некоторых автомобилях измеряется десятками тысяч рублей.

Как бороться с запотеванием фар?
Вновь повторим — если дело ограничивается небольшой мутью, которая пропадает через пару минут после включения ламп, ничего делать не нужно. Вмешиваясь в конструкцию светотехники, вы рискуете нанести ей необратимые повреждения.
А вот при серьёзных неисправностях нужно провести детальный осмотр блок-фары. Ищите трещины, загнутые уплотнители, рассохшийся герметик и другие повреждения. Любые нештатные отверстия нужно заклеить. Для поиска микротрещин можно воспользоваться пеной — включите лампу на несколько минут и нанесите мыльный раствор на колпак. Повреждённое место очистится быстрее остальных. Для борьбы с микротрещинами используют прозрачный лак, которым обрабатывают колпак изнутри.
Если запотевшая фара целая, проверьте систему вентиляции. Снимите сапуны и осмотрите фильтры. При необходимости замените повреждённые, изношенные и забитые детали. Можно провести экспресс-проверку, подув в трубку. Если мембрана надувается и растягивается, она уже не пропускает воздух.
Восстановленные блок-фары сами очищаются от конденсата за пару дней. Если вы хотите ускорить этот процесс, поставьте машину в тёплом сухом гараже или на улице лицевой стороной к солнцу. Снимите сапуны и оставьте её на несколько часов. Перед поездкой не забудьте привести вентиляцию в надлежащее состояние.
Альтернативные способы
К сожалению, бывают случаи, когда даже опытные механики с современным диагностическим оборудованием не могут найти причину запотевания фар. Лучше всего поменять деталь в сборе, но такой ремонт будет стоит очень дорого. Ещё один вариант — самостоятельно переделать систему вентиляции светотехники, что требует определённых технических навыков.
Временное решение проблемы — изредка оставлять автомобиль на сухой тёплой парковке. Можно прогревать внутреннюю полость фары бытовым феном. Снимите лампочку, выберите минимальную температуру и направьте поток тёплого воздуха в отверстие.
Некоторые производители решают бороться с проблемой при помощи конденсаторов, наполненных силикагелем. Ночью они впитывают большой объём влаги, а днём испаряют воду, прогреваясь на солнце. Сделать такую деталь своими руками несложно — достаточно положить внутрь корпуса несколько пакетиков с силикагелем, которые вкладываются в коробки с покупками.